Президент 29 апреля на очередной сессии Ассамблеи народа Казахстана объявил о проведении референдума по вопросу поправок в Конституцию страны. Он состоится 5 июня. Всеобщее голосование граждан по проекту конституционных поправок должно продемонстрировать поддержку курса Президента на реформы, приверженность народа демократическим принципам. Предстоящий референдум позволит каждому гражданину принять непосредственное участие в историческом событии, которое определит будущее Казахстана”, – сказал президент в эфире республиканских госканалов.
На республиканский референдум выносится проект закона “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан” со следующей формулировкой вопроса: “Принимаете ли Вы изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, изложенные в проекте Закона Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан”, опубликованном в средствах массовой информации 6 мая 2022 года”.
По словам Токаева, конституционная реформа нацелена на комплексную трансформацию всей государственной модели.
“Поправки призваны закрепить окончательный переход от “суперпрезидентской” формы правления к президентской республике с влиятельным Парламентом и подотчетным Правительством. Конституционная реформа значительно усилит представительную ветвь власти, укрепит систему сдержек и противовесов, повысит субъектность маслихатов”, – заявил президент.Внедрение смешанной мажоритарно-пропорциональной модели избрания депутатов мажилиса и областных маслихатов позволит в более полной мере охватить весь спектр взглядов и мнений избирателей, добавил глава государства.
В свою очередь, введение полностью мажоритарной системы выборов депутатов районных и городских маслихатов откроет возможность для граждан более эффективно влиять на жизнь в регионах”, – пояснил он.
По словам Токаева, в новой редакции Конституции планируется закрепить равноудаленный статус президента от всех политических партий и движений.
Появится запрет для ближайших родственников президента занимать политические должности и руководящие посты в квазигосударственном секторе.
“Важный блок поправок затрагивает правозащитную сферу. Создание Конституционного суда, закрепление статуса Уполномоченного по правам человека на конституционном уровне, безоговорочный запрет смертной казни – все эти шаги направлены на всестороннее соблюдение прав и свобод граждан. Предстоящая конституционная реформа ознаменует новый этап в развитии нашей страны”, – добавил он.
Напомним, что референдум – всенародное голосование, проводимое в стране. На референдуме решаются важные вопросы государственной жизни. Обычно на него выносятся вопросы, ответом к которым являются слова “да”, “нет”, “согласен” или “не согласен”, “поддерживаю” или “не поддерживаю”. Референдум проводится на всей территории страны.
Участие в нем тем не менее добровольное. Казахстанцам, участвующим в референдуме, должно исполниться 18 лет. Вынесенный на референдум вопрос считается принятым, если положительно проголосуют более 50% избирателей.
Все предыдущие четыре внесения поправок в Конституцию страны всегда проходили путем голосования в Парламенте РК. Впервые конституционная реформа будет осуществляться посредством прямого всенародного голосования. По мнению экспертов, предстоящая конституционная реформа оптимизирует баланс отношений между ветвями власти, расширит участие народа в управлении страной, усилит защиту конституционных прав граждан. Идею о проведении референдума также поддержал Нацсовет общественного доверия. «Основная идея конституционной реформы, которая будет проводиться – это реализация идей Второй республики. Реформа партийно-избирательной системы открывает новые возможности для участия всех граждан в выборных процессах. Прогнозируется появление новых партий, охватывающих практически весь электоральный ландшафт.
В Конституцию Казахстана планируют внести 56 поправок к 33 статьям. На их основании будут внесены изменения в 20 законов. Поправки, подготовленные рабочей группой, включают восстановление упраздненного в 1995 году Конституционного суда, запрет президенту быть членом политической партии, а его родственникам занимать высокие политические должности и должности в квазигосударственном секторе, изменения в составе и деятельности парламента, избирательной системе, вопросы регистрации политических партий, запрет смертной казни и права собственности на землю.
Это будут вторые поправки к Конституции Казахстана за время президентства Касым-Жомарта Токаева. В марте 2019 года, когда Нурсултан Назарбаев покинул пост президента до истечения срока его полномочий, по предложению Токаева столица страны Астана была переименована в Нур-Султан и соответствующие изменения были внесены в Конституцию.
Казахстан принял свою первую Конституцию после обретения независимости 28 января 1993 года. По мнению экспертов, это была самая демократичная конституция. Однако в 1995 году была принята вторая Конституция, и с тех пор в нее пять раз вносились поправки — в 1998, 2007, 2011, 2017 и 2019 годах.
Из Конституции, которую переписывают по инициативе второго президента, убирают любое упоминание о его предшественнике.
Конституцию переписывают по инициативе Токаева, получившего президентский пост в 2019 году после отставки Нурсултана Назарбаева. По мнению многих, Назарбаев сохранял широкие полномочия вплоть до начала текущего года, а Токаев был своего рода «полупрезидентом» в тени «елбасы». Ситуация изменилась после январских событий, когда массовые протесты обернулись худшей в истории страны вспышкой насилия, которая привела к гибели по крайней мере 238 человек. На пике протестов Назарбаев покинул кресло председателя влиятельного Совета безопасности – конституционного органа, правом пожизненно руководить которым он обладал. Совбез возглавил Токаев, постфактум парламент внес изменения в закон, лишив Назарбаева права председательствовать в совете и отменив норму о том, что инициативы по основным направлениям внешней и внутренней должны согласовываться с первым президентом.
В марте, обращаясь с «посланием к народу», Токаевпредложил внести изменения в Основной закон. Они предусматривают воссоздание Конституционного суда, который был упразднен принятой в 1995 году Конституцией; запрещают президенту состоять в политических партиях на период осуществления полномочий, а его близким родственникам – занимать политические или руководящие должности в квазигосударственном секторе; затрагивают работу парламента и избирательную систему.
Первого президента «убирают», но чрезмерные полномочия в руках действующего главы государства остаются, и сложившаяся за десятилетия политическая система не претерпевает изменений.
Республиканский референдум по внесению изменений в Основной закон назначен на 5 июня. На голосование выносят поправки к 33 статьям. Акорда говорит о «переходе к новой модели государственного устройства», сокращении президентских полномочий и усилении парламента. Однако критики отмечают незначительность изменений и считают, что отказа от «суперпрезидентства» как такового не произойдет. Они называют инициированные сверху поправки тактическим шагом, который преследует цель видимого отхода от сложившейся при бывшем президенте Нурсултане Назарбаеве системы, запрос на кардинальную транформацию которой проявился во время кровопролития в январе.
В заключении отметим, что выносимые на референдум поправки в Конституцию РК являются первым этапом реформ политической системы Кказахстана и их следует безусловно поддержать, ибо альтернативные пути приведут к хаосу и откату назад.